Анализ будущего - методы

Методы и прогнозы

Люди обладают рядом недостатков (приведены в трудах), а особенно способностью развращаться властью, Поэтому контроль следует возложить на Искусственный Разум.

 Мы вводим вместо термина Искусственный Интеллект (ИИ) термин Искусственное Сознание (ИС), поскольку мало кто понимает разницу.

Поясним:

Ошибка ученых и разработчиков в том, что они понимают алгоритм работы компьютерной программы с человеческими идеями как сознание. Или поиск новых знаний из баз данных или сети Интернет как сознание, алгоритм обучения на основе новых знаний - как сознание или опыт. Сознание это способность осознавать себя как личность и принимать решение на основе осознанного опыта.

Четвертая мировая война будет проходить под управлением ИС.

Прогнозы

       Прогнозирование настолько прочно вошло в нашу жизнь, что слова: «прогноз погоды», являются сигналом к планированию последующих дней жизни. Прогноз курса валют планирует наши экономические стратегии. Политики пользуются прогнозом через средства массовой информации для повышения своего имиджа и сокрушения конкурентов. Суеверные толкователи заставляют поверивших им людей круто изменить свою жизнь.

       Прогноз - что это? Это явление, теория, методология, психология, философия, религия, мечта?

        Это все вместе: прогноз используется и наукой и религией, применяется обществом в решении социальных проблем, что ставить его обособленно как научное или социальное явление означает сужение его свойств и характеристик.

       Почему? Потому что в основе прогноза лежат свойства сознания и мышления человека, его проблемы и практика. Принцип мышления человека таков:

  1. мотивация: противоречие, информация, проблема, фантазия наблюдение практика, привязанность, необходимость, уверенность, интуиция, «кто мы, и куда мы идем?»;
  2. исходная цель: мечта, желание, надежда, вера, стремление к познанию, качественные и количественные характеристики цели;
  3. средства и структура плана достижения цели: оценка, способности, возможности, «что делать и как быть?»;
  4. влияние нежелательных факторов (другие личности, свои собственные недостатки (несовершенство чувств и ума, склонность к идеологиям и религиям, желание наслаждения, забывчивость и лицемерие), внешние условия, например, кризисные явления природы и экономики);
  5. прогнозирование результата: анализ деятельности в достижении цели, имитация, альтернативы в умственной игре, варианты результата при стечении обстоятельств, возможные трудности и новые проблемы, эвристики, экспертиза;
  6. деятельность: отрыв теории от практики, отсутствие необходимых знаний;
  7. результат: эйфория собственной значимости, огорчение при реальном результате, желание опять уйти в мир иллюзий и фантазий.

       Вся жизнь человека и предыдущий цикл осознанных бытийных мечтаний и проблем построен на прогнозировании следующего шага, и если шаг не продуман, то он сделан интуитивно или автоматически. Поэтому прогнозирование ведет порой к достижению поставленной цели, будь то цель фатальная (вещий Олег) или цель наслаждения и управления, или цель развития.  Здесь мы подошли к первому понятию прогнозирования – будущее как объект исследования! Наука, особенно философия, не дает такого определения.

        Каково же отношение наук к прогнозированию?

       Философия определяет две проблемы для прогнозирования (футурологии): первая – будущее не существует как объект, вторая - прогнозирование как исследование тенденций развития бытия – не есть наука. Но любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего. Почему же так строга философская теория к исследованиям будущего? Потому, что для философской теории гносеологические проблемы категорий пространства и времени до конца ещё не определены, относительны и имеют статус проблем в виде вопросов: «Каково отношение материи и сознания к времени и пространству, каково отношение пространства и времени к субстанции, и каковы свойства пространства и времени?»

       В математике и физике будущее – относительный объект, который постоянно исследуется. Существуют общепринятые требования, по которым при постановке научной проблемы требуется указать, кому выгодно решение этой проблемы и что будет в будущем при решении этой проблемы.

       Это определяет прогнозирование как основу гносеологии науки!

       Категории пространство и время имеют две точки зрения со стороны философской теории: пространство и время – две самостоятельные сущности, и пространство и время – система отношений (реляций). Но для исследований будущего эти две точки зрения философской теории равноправны. Истина для исследований будущего открывается сегодня в виде не только тенденций развития или вероятностей, сколько в виде существующего знания о характере проблемы, например: «В зависимости от формы сознания я скажу, что с тобой произойдёт в будущем, потому что знаю, что ты будешь делать и в какие ситуации попадешь» (принцип гадания или психологической экспертизы).

         Критический пересмотр знания – двигатель науки, который развивает технологии на основе дальнейшего поиска новых истин знания и причин развития материи и сознания. При этом аксиоматический метод, синтез и анализ, системный анализ и другие способы проверки знания и его верификации постоянно развиваются. То есть, при получении нового знания, нужны инструменты, которыми это знание будет признано истиной. Так происходит путь по направлению от критики «чистого разума» (Канта) к современным технологиям.

       Подход к прогнозированию, как к научному методу получения нового знания – актуален. Такой подход сможет показать и решить важные научные проблемы в других областях науки: экономике, теории информации, социологии, кибернетике и психологии, и конечно же в философии.

       Методология прогнозирования до конца не систематизирована и не определена как теоретическая и методологическая основа научного познания и поэтому не признана как научная работа и результат. Однако все социальные институты прогноза активно используют прогнозы как результаты для принятия решений. Здесь мы подошли к разделению прогнозов на субъективные и объективные, но и те и другие используются на практике и в теории деятельности человека.

      Проблемно-целевой подход (метод) исследования будущего, разработанный русским учёным В.А. Базаровым-Рудневым,  позволил рассмотреть будущее с иной точки зрения. Это исследование тенденций и назревающих проблем и поиск путей их решения. Исследование проблем на основе постановки целей их решения позволяет увидеть ход развития проблемы в будущем и выявлять назревающие тенденции или причины, которые ведут к проблемам. Это практический метод – объективный. К субъективным методам можно отнести, например, широко известный метод Дельфи, или «мозговой» штурм проблемы коллектива ученых-экспертов.

       То есть будущее это то, к чему стремится человек разумный, и это нетрудно описывается логически, когда размышления ведут к стремлению получить желаемый результат, а результат – есть будущее. Философско-методологические вопросы исследования будущего, имеют не только социальное, сколько практическое значение для применения в науке. При использовании проблемно-целевого подхода формируется новое знание о назревающих проблемах, которое имеет вероятность для существования в будущем. Это называется научным прогнозированием, и оно исторически развивалось и пронизывало всю научную теорию, когда проверка любой гипотезы осуществлялась мысленным моделированием ситуации в будущем.

        Например, любой график зависимостей величин от времени показывает прошлое, настоящее и будущее величины, в зависимости от статического ее состояния на графике. Если обобщить сказанное, можно определить термин прогнозирование: любой процесс, который исследует взаимодействие  величин, одна из которых - время, называется научным прогнозированием.

       Любое научное исследование всегда сопряжено с будущим – это обязательный прогноз по результатам исследования. Любое управление (как и вся наука кибернетика), работает с объектом – будущим, когда воздействия на объект настоящего работают на изменение его состояния в будущем и приводят его в это состояние. То есть будущее как объект, подразумевает качество релятивизма. Абсолютность будущего – относительная совокупность действий прошлого и настоящего.

       Будущее как объект – объективная реальность. Например – свет, который идёт от далёких объектов Вселенной (в настоящем), может быть будущим для наблюдателя, в то время объект, информацию о котором этот свет передал, уже не существует. То есть будущее существует как объект в настоящем, и наука, которая работает с этим объектом - должна быть признана реальной наукой. Время имеет свойства совершенно другие в таком объекте Вселенной - как «чёрная дыра»: появились научные теории и факты, доказывающие существование объектов, движущихся со скоростью выше скорости света! Свойства времени определили и иной подход к пониманию будущего. Основное определение проблемно-целевого метода – будущее как объект и прогнозирование (футурология) - как наука о воздействии на объект – будущее.

       Определение – прогнозирование (футурология), которое дано в философии – область знания, которая охватывает перспективы социальных процессов, следует дополнить. Следует рассматривать этот термин с точки зрения методов научного исследования объекта – «будущее»:

  1. Перспективы (тенденции и пределы) развития объектов (в том числе экспертология);
  2. Изменение объекта (воздействия на объект) для желаемого будущего (в том числе разумная деятельность, в том числе будущее – как феномен);
  3. Работа с будущим объектом в настоящем (проект), хотя объекта ещё нет;
  4. Моделирование будущего объекта в настоящем (сценарии развития);
  5. Исследование будущего в обратном направлении (обратные тенденции) для определения вероятности его наступления в настоящем;
  6. Работа с альтернативным будущим в моделях прошлого и настоящего (ретроальтернативистика);
  7. Исследование возникающих (назревающих) проблем и противоречий, для определения будущего объектов, на которые повлияют эти проблемы (в том числе – проблемно-целевой метод(подход)) и изменение будущего как объекта (кибернетика будущего).

      Все эти методы работы с объектом – «будущее», объективная реальность, способ освоения объекта (исследование), который порождает новое знание. Следовательно – все эти методы футурологии (прогнозирования) – есть способ теории познания, поскольку результат – новое знание, которое в некоторых методах уже есть - объективная реальность, а в некоторых – вероятностная реальность.

       В то же время, сегодня, термин прогнозирование (греч. – prognosis – знание наперед, предвидение) имеет смысл научного предвидения. Термин - футурология (лат. – futurum – будущее и греч. – logos – учение, слово) долго не воспринимался наукой после предложения О. Флехтхейма в 1943 году как «философии будущего». Сегодня футурология стала частью новой науки – глобалистики. Как же развивались методологии прогнозирования?

       Методологии прогнозирования развивается от аксиом в мировых священных писаниях вещающих о конце света до современных методов, начинающихся от вероятностных математических моделей, до сценарных моделей в компьютерных технологиях.

       Метод построения утопии являлся методом социального прогресса и развивал общество на основе прогнозов будущего: «Золотой век» Гесиода, «Государство» Платона, «о граде Божием» Августина.

       Средневековый «Город солнца» Т. Кампанеллы, теория предвидения Нострадамуса открыли средние века истории.

       Но наибольшее развитие методологии прогнозирования получили в XX веке, когда накопились знания об экономических циклах и циклах социального развития. 

       Утопия О Хаксли «Этот прекрасный новый мир», идеи А. Азимова и Р. Бредбери подвели к тому, что вошло мечты незаметно вошли в нашу жизнь. Но счастья это не принесло. Это принесло новые проблемы.

       Весь арсенал фантастических проектов IXX века практически воплощен в XX веке. Теперь идеи Циолковского, Вернадского, Чижевского и тысячи дерзких замыслов последующих фантастов и ученых футурологов XX века должны воплотиться в XXI веке.

       Прагматика «постиндустриального общества» (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Дарендорф, Э. Тоффлер, ак. Турен, Ж. Фурастье, У. Ростоу, Арон, Б. Де Жувенель, Дж. Гелбрейт, г. Кан, и др.), «Ноосфера» Вердадского, теория и эмпирика К. Поппера  привели к понимаю практики социального бытия как технотронного общества.

       В итоге, методологии прогнозирования разделились по следующим философским категориям: предвидение, целеполагание, планирование, программирование, проектирование, перспективы развития процессов с целью выявления проблем, подлежащих решению. Различают нормативное и поисковое прогнозирование. Прогнозы по периодам разделяют на текущий, кратко-, средне- и долгосрочный (сверхдолгосрочный) прогноз.

       Наиболее значимые методологии прогнозирования: экстраполяция, интерполяция, моделирование, метод аналогий, опрос экспертов, сценарные прогнозы, матрицы, построение графов, и в последнее время метод ретроальтернативистики (И.В. Бестужев-Лада). Методы линейного программирования, построение циклов (Н.Д. Кондратьев) также широко используются в науке.

       Наиболее полно методы прогнозирования классифицированы в книге И.В. Бестужева-лады «Окно в будущее».

       Пока методология прогнозирования стоит на пороге новых открытий. Можно сказать о предложенной автором методике направленных векторов, применяемой на практике в компьютерных методологиях. Проблемы развития теории прогнозирования и практической методологии можно свести к проблемам прогнозирования, которые предстоит решить в XXI веке футурологами.

       Это включает проблемы развития общества, определенные в древнеиндийских трактатах, которым более 5 тысяч лет, и которые остались прежними: «рождение, смерть, старость и болезни». Эти основные проблемы, которые должна решить наука, продолжают быть утопией в рассказах фантастов. До сих пор не определены причины рождения и смерти, не определены причины старости. Определены лишь косвенные причины болезней,  найдены средства для их лечения.

       Можно сказать, что перед прогнозированием как наукой, стоят нерешенные проблемы. Это включает семь проблем Э. Геккеля и три проблемы, дополненные автором.

       Каково сегодня отношение прогнозирования к этим 10 проблемам:

  1. Проблема сущего  - в циклическом нарастающем развитии.
  2. Проблема происхождения движения  - в противоречиях материи и сознания.
  3. Проблема происхождения жизни совершенно случайна и неразумна, или таковы есть закономерные законы природы  (Вдруг – все так разумно появилось – что, очень закономерно!?)
  4. Проблема разумности в эволюционном отборе и закономерной эволюции.
  5. Проблема сознания - в закономерном развитии природы (которая опять таки неразумна!?)
  6. Проблема мышления решается поиском новых теорий познания и доказательством их истинности.
  7. Проблема свободы воли решается наличием технических средств.
  8. Проблема деятельности общества решается научным подходом к организации и управлению обществом.
  9. Проблема ценностей – в новом формировании ценностных представлений общества, в историзме ценностей и их экономической целесообразности.
  10. Проблема цели жизни – найти своё место в историческом прогрессе человечества.

      Какие культурно-философские проблемы нужно разрешить в социальной сфере:

  1. Идеология и религия общества.
  2. Этическая деятельность.
  3. Эстетические нормы и правила.
  4. Свобода разума, ограниченная ненасилием.
  5. Приемлемые формы сознания.
  6. Научная направленность прогресса.
  7. Глобалистика и гармоничность отношений.

       Какие экономические проблемы нужно решить:

  1. Распределение благ.
  2. Виды деятельности.
  3. Экологическая обеспеченность.
  4. Использование ресурсов.

       Будем надеяться, что футурологам XXI века удастся разрешить эти 21 проблему, и привести человечество не к утопии, а к реальному глобальному процветающему духовно-экономическому сообществу.

Методология прогнозирования социума на основе исследования путей положительного и отрицательного развития: Проблемы и вопросы. Как развивается социум – естественно эволюционно (экономически) или его направляют социально научные  (духовные)  идеи?

Есть ли средства влияния на положительно социальное развитие (бескризисное развитие)?

Предполагают сразу ответ: есть социальная эволюция, и она органически переходит из поискового хаоса в организованную поисковую структуру при кризисных ситуациях. Управляют этим процессом стихийные лидеры общества, которые стараются решить проблему экономической выживаемости социума путём формирования общественного сознания или военно-экономической машины. Так ли это?

  1. Проблемы исследований социума и пути методологий
  2. Метод прогнозирования социума и определение эффективных средств бескризисного развития на основе положительного и отрицательного путей развития
  3. Метод управления деятельностью корпорации на основе максимизации используемых возможносте

 

Аннотация

       Новое направление исследований микромира включает средства и инструменты, способные заменить человека в условиях кратких временных процессов, происходящих в микро- и наносистемах.. В таких условиях информационные технологии должны стать  интеллектуальными, а значит способными принимать решения и обучаться в процессе обработки результатов эксперимента.

 

Современные технологии как инструмент исследования микромира

          Новые технологии, так часто понимаемые как информационные технологии в производстве, перешли не только в наше сознание как массовые коммуникации и управление качеством, но и как нечто не столько обычное и обиходное, но и как интеллектуальные технологии, которые должны сами все делать и сами все автоматизировать. В понимании современного специалиста и менеджера информационные технологии это окончательно сформированные по их процессам производства технические средства и системы уже готовые к работе, настроенные, и не требующие ничего, способные предоставлять любую информацию и любую форму отчетности. Такое понимание и часто неумение работать с техническими средствами, незнание внутренних алгоритмов процессов производства, делает специалистов и менеджеров обычными статистами, пользующимися приготовленными для них программистами отчетами и средствами. Поэтому в современных технологиях так важна постановка целей и задач по автоматизации, в том числе предоставление средств коррекции и настройки систем для специалистов и менеджеров. В науке и образовании те же проблемы решаются учеными, успешно освоившими сложные информационные технологии. Новое направление исследований микромира, новые средства познания, также потребовали перейти к осознанию того, что информационные технологии должны стать  интеллектуальными, а значит способными принимать решения и обучаться. Такое понимание закладывается в технологиях искусственного интеллекта: направление, давно изученное и спорное до сих пор. Одни ученые (психологи, философы и религиоведы) говорят о неспособности искусственного интеллекта к самосознанию и пониманию, что подтверждают созданные современные технологии, повторяющие только алгоритм работы, заложенный в них или способные делать выборки из баз данных и знаний, содержащих накопленные специалистами (менеджерами, экспертами) знания. Другие ученые, понимающие глубоко процессы эвристических алгоритмов, способных к самообучению и самопознанию, постановке новых задач для решения запрограммированных целей (например, кинофильм «Я – робот», реж. Стивен Спилберг), говорят о самообучении искусственного разума.

       В любом случае, сознание – феномен, не изученный никем до сих пор, но принимаемый как факт личности и интеллекта живого существа, в данном случае человека. В техническом понимании – коммуникативная ассоциативная связь природы, с выражением личностной характеристики. Однако переход современных технологий от автоматических систем (Идеи автоматов, идеи заводов автоматов 50-70-х гг. За сбой в системах автоматики не отвечает никто.) к автоматизированным системам управления (70-90-х гг. За сбой в системах автоматизированного управления отвечает система или программист-наладчик.) и информационным технологиям (90-2000-х гг. За решение и сбой в работе отвечает человек.) говорит не только о партнерстве человека и компьютера, но и о его недостаточно чувствительных органах для познания мира и его преобразования. Человек не может обрабатывать монотонные систематические многомерные массивы информации и здесь помощником и инструментом выступает компьютер и технологии автоматизации коммуникаций. С возникновением в 1946 году информационного взрыва [1] рост потоков первичной информации и необходимость алгоритмов ее обработки возросли. В связи с этим получили развитие такие науки, как логистика и эконометрика. С возникновением информационных технологий управления (ИТУ нового качества) и признание их как необходимый стандарт при управлении производством [2] появилась возможность инновационного подхода к промышленному производству, бизнесу, образованию, управлению крупными социальными объектами и научному познанию. Однако процесс внедрения в любое производство и управление явился сложным и трудным как для человека, так и для существующих производственных  технологий. Не всегда этот процесс являлся рентабельным, например, средние и крупные предприятия при внедрении ИТУ оценили их на 50% как убыточные. Причин много и одна их них - нехватка умелых специалистов-технологов, непонимание целей и задач преобразования процессов управления.

       Новые научные направление получили технологии для оценки и управления процессом познания и эксперимента, но и там, большую часть процесса занимает время настройки и преобразования результатов эксперимента. То есть, со времен 70-х гг прошлого века, когда ученый становился программистом и до современного этапа производства мало что изменилось в технологии познания при помощи автоматизации. Но история подсказывает причину: когда создавались информационные системы, цель ставилась на объединение коммуникаций и их автоматизацию. Со времени микропроцессорной революции 1975 года  процесс изменился – требовалась автоматизация труда специалистов. С 1990-х гг прошлого века революция графических оболочек (надстройка над существующими операционными системами), цель ставилась в удобстве  и упрощении труда специалиста. Со времени революции 1989 года технологий обработки гипертекстовой информации и создания глобальной сети Интернет (глобальные базы данных), выхода в 1995 году их в коммерческое пользование, ситуация не изменилась. Но цель оправдала средства – свобода обмена  информацией позволила развернуть технические средства в каждой отрасли деятельности человека. Однако недостатки остались, протоколы сети с 1972 года так и не изменились. Изменился лишь объем информации и время ее обработки для каждого человека. И в этом процессе с 2010 года без интеллектуализации информационных технологий не обойтись. Технология искусственного интеллекта начинает оставаться единственной альтернативой. [3]

       Автоматизировать технологии, где размеры инструментов измеряются в нанометрах – задача только под силу системе, где техническая система ставит цели и задачи. Ведь тысячи операций и тысячи процессов обработки на уровне молекул без технических (интеллектуальных) систем, делают человека неспособным к управлению и созданию природных явлений.

 

Проект создания новых сверхпроводящих, сверхлегких, экранируемых материалов при помощи нанороботов

       Наноробот – самостоятельное техническая (интеллектуальная) система малых размеров, предназначенная выполнять поставленные цели и решать возникающие задачи на микроуровне. Поскольку нанороботы не всегда способны принимать стратегические решения, то управление ими осуществляется технологиями искусственного интеллекта, контролирующими процесс эксперимента.

       При создании сверхлегких материалов на начальной стадии придется применить ткацкие методы плетения нанонитей (нанотрубок), а в дальнейшем уже перейти к изменению структуры атомной решетки молекул вещества.

       Структура вещества, создаваемая при помощи нанороботов и нанотехнологий включает процессы контроля над каждой единицей (молекулой) вещества, новые формы которого невозможно создать никаким иным способом. Например, бомбардируя мишень из металла, ученые пытаются найти следы новых веществ, время жизни которых мало. Но новые структуры, которых нет в природе, с новой кристаллической решеткой, невозможно создать без конструирования каждого кристалла и каждой устойчивой молекулы вещества. Это касается таких активных химических элементов, как фтор.

       В электронике способность плести электрические и диэлектрические нити с вкраплением полупроводников определит возможность создания новых электронных систем микроуровня, которые могут быть основой нанороботов, контролирующих процессы соединений и взаимодействий вещества.

     В медицине вообще невозможно обойтись без нанороботов: нанороботы смогут частично заменить функции эритроцитов и лейкоцитов, заменить функционал некоторых желез, химически вырабатывая и контролируя нормы необходимого вещества в крови.

       Другое направление исследования при помощи наннороботов – продление жизни человеческих клеток и самого человека, исправление некоторых фрагментов ДНК и РНК.

       Конечно, Тот, Кто написал программу ДНК, не представит нам все программные «исходники», но исследовать возможности исправления наследственных болезней, улучшение некоторых функциональных возможностей человека – вполне достижимо. Но эта тема отдельного исследования.

       Таблица Менделеева не предлагает формат новых структур органических веществ и их соединений с неорганическими веществами, которые могут быть созданы при помощи технологий наносоединения атомов в новые структуры. В такие структуры, возможно, заложить эффекты сверхпроводимости при температурах порядка 270-300 по Кельвину. Но расширить таблицу, исследуя короткоживущие химические элементы возможно.

       Новые формы структуры вещества, возможные в природе – экранируемые материалы, способные поглощать видимое излучение и превращать его в электрический ток. Вещества, способные пропускать через себя видимое излучение, также технически возможны. Например, вариант ткани, поглощающей на одной части поверхности видимое излучение и излучающие его из другой области ткани. Объект, обернутый такой тканью, становится почти невидимым.

       Другая задача создания такого вещества – экранирование гравитационного поля – поглощение или отражение гравитационных волн, взаимодействующих с ним. Сверхлегкие и сверхтвердые вещества возможно создать при помощи трасфертного взаимодействия молекул на уровне каждого атома (изменяя соотношение нейтронов и протонов), сконструировав особую кристаллическую решетку на наноуровне. Такое вещество не может быть создано в природе без участия автоматизированных технологий воздействия на каждый атом и молекулу вещества. Кажется это фантастика? Например, представьте себе транспортные средства из таких веществ. На коммуникационном уровне в будущем есть возможность и трансляции вещества (в том числе органического) на расстояния.

       Но воздействие на кристаллические решетки вещества без управления процессом невозможно, и это конечно технологии завтрашнего дня. В настоящее время лишь существует возможность постановки исследовательских и экспериментальных задач начального уровня управления нанотехнологиями. В такие задачи входит получение новых изотопов и изомеров тяжелых металлов, а также изучение изоатомов вещества. Не исключено и определение исследователями атомов скрытого вещества, которое возможно только на наноуровне.

       Человек не в состоянии контролировать физически и интеллектуально  огромное количество данных (физически – нет инструментов управления, интеллектуально - нет возможности контроля результатов), анализировать их во времени, так как наноуровнеь предполагает существование экспериментального процесса  в нано- и пкосекундах. То есть человеку невозможно принять решения за такой малый промежуток времени. Заменить человека смогут только интеллектуальные технологии, которые явно становятся необходимым инструментом управления познанием.

       В начале 90-х годов прошлого века технологии искусственного интеллекта остались невостребованными, однако проекты по их созданию продолжались, хотя и медленно [3]. Даже перспективы использования таких технологий в местах невозможного нахождения человека, особенно в агрессивных средах, не привлекали инвестиции для их создания. Сегодня технологии искусственного интеллекта способны помочь человеку в теоретических исследованиях, особенно для решения математических и эконометрических задач.

       Негативные проблемы, возникающие при использовании нанотехнологий существуют, они действительно требуют обсуждения, однако выходят за рамки нашего исследования и это тема отдельных статей.

       Сверхпроводящие, сверхглегкие и экранируемые материалы необходимы при освоении агрессивных сред человеком, заселении других планет, создании новых летательных аппаратов и коммуникационных технологий. Примеры использования искусственного интеллекта при создании новых сверхпроводящих, сверхлегких, экранируемых материалов и нанороботов воплощаются пока режиссерами фантастических фильмов. Но наука не стоит на месте, прогнозы и идеи постепенно находят своих исследователей.

       Изучение новых химических элементов начинается в науке радиохии, где при помощи радиоактивности создаются и изучаются новые вещества. Вещества созданные на основе первичных химических элементов, многообразны. Человечество знает о более шести миллионах их соединений. Синтез новых веществ и продуктов, материалов с заданными свойствами – задача необходимая и важная. В ее число входят такие задачи, как создание веществ индикаторов, создание веществ, вырабатывающих энергию при помощи водородных технологий и холодного ядерного синтеза, создание веществ, способных из неорганических веществ получать органические – сырье для продуктов питания и т.д. Например, вполне возможно повысить порог ядерной реакции, если энергия ядерной реакции Q < 0, то используя преобразования структуры вещества на наноуровне снизить порог реакции. Пороговое  значение реакции E будет равно:

E = |Q| (M1 + M2) / M2  ,   (1)

где:  M1 и  M2  - массы частиц в входном канале реакции.

       Снижение порога реакции позволит частицам с меньшей энергией «поджигать» ядерную реакцию и повысить значение Q > 0. Такое направление в дальнейшем позволит создавать компактные энергетические установки, использующие водород воды и воздуха. Особое место в этом направлении может занять создание веществ и соединений химического элемента фтора (F), имеющих большие перспективы.

       Общая цель этих творений – расширение технологических возможностей современного производства, повышение уровня и качества жизни человека, освоение новых пространств, получение новых знаний о природе. В нанотехнологиях создание сверхлегкого и твердого материала возможно, например, на основе металла алюминия – изменение его структуры и атомной решетки. Известно, что, изменив структуру углеродной решетки вещества, можно получить в одном случае алмаз, в другом – графит. Так и на основе алюминия, возможно, вторгнуться в атомную решетку и изменив ее структуру (даже использую технологию вкраплений примесей на наноуровне) получить более легкое и твердое вещество. Пример современных технологий - создание искусственной ткани, применяемой для пуленепробиваемых жилетов на основе кевлара. Прочнее стали можно сделать ткань на основе полиэтилена. Но еще лучше – изменить структуру самого вещества, соотношение нейтронов и протонов в ядре, вращающихся электронов.

       Сегодня направления в проекте: «Искусственный интеллект в области создания новых сверхпроводящих, сверхлегких, экранируемых материалов и нанороботов» сосредоточены на следующих задачах:

1. Переконфигурирование существующей программы искусственного интеллекта «Чип-Инта» на исследовательские цели [4] .

2. Создание на основе программы искусственного интеллекта замкнутой интеллектуальной технологии, направленной на выполнение научной цели и способной ставить и решать задачи по оценке результата эксперимента и коррекции исследовательских целей.

3. Воплощение технологии в форме нанороботов.

4. Разработка стратегий исследования и создание процессов и наносред для исследовательской работы.

5. Создание технологических нанофабрик.